РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДТС

Процесс классификации технического состояния состоит из двух частей: обучения и распознавания. Наиболее сложным из этих эта­пов является обучение, так как в процессе него формируются дан­ные о зависимости сигнала от свойств распознающей системы. Этот — этап включает в себя следующие операции:

получение условных плотностей распределения Тг(Х|А;);

.после их анализа по правилу (2.8) определение вида операто­ра нелинейного преобразования ф(Х);

нахождение значения выходного сигнала АДТС S(l, соответст­вующего границе. между классами.

Н. а этапе распознавания по реализации обобщенного парамет­ра необходимо сформировать оценку условной плотности распре­деления, на основе нелинейного преобразования которой и будет решаться задача определения технического состояния АС по пра­вилу (2.4). Рассмотрим эти процессы применительно к схеме, пред­ставленной на, рис. 2.7. Для получения оценок распределений Тг(^|А;) на каждую пару функциональных пластин (ФП) подает­ся. поочередно некоторое постоянное напряжение. Все остальные ФП при этом заземляются. Одновременно на горизонтально откло­няющие пластины в качестве развертывающего подается напря­жение, соответствующее сигналу определенного класса (пусть это будет класс Л£). На коллекторе и, следовательно, на интеграторе получаются 10 значений тока, которые пропорциональны времени пребывания исследуемого сигнала под соответствующими пласти­нами (т. е. времени взаимодействия поля функциональных пластин с сигналом). Полученная совокупность значения токов коллектора представляет собой амплитудное распределение исследуемого сиг­нала по 10 заданным уровням, которое однозначно связано с оцен­ками условной плотности (см. § 2.2). Аналогично поступают с сиг­налом, относящимся к другому классу Ац.

Для получения оператора нелинейного преобразования я];(},) в каждом интервале производится сравнение значений. напряжения на интеграторе и ставится знак « + », если это напряжение для сиг­нала, соответствующего классу А, больше, чем для класса Лп, и знак «—» в противном случае. Определенная таким образом по­следовательность знаков и есть оператор i|)(A), полученный в про­цессе обучения.

Установив устройство управления нелинейным преобразовани­ем в состояние, определяемое полученным оператором, находим значение напряжения, соответствующее границе классификации -— So- В процессе распознавания на вход АДТС при заданном опера­торе последовательно подаются классифицируемые сигналы. На выходе АДТС фиксируется. значение S;, отличающееся для раз­ных сигналов. Если 5,<50, то реализация относится к классу I, в противном случае принимается решение о принадлежности ее к классу II, где S0 — значение реакции, соответствующее границе между классами.

Пример. Пусть заданы два класса сигналов: I — синусоидальный с уровнем нелинейных искажений Kj — 0,25% (назовем его неискаженным); II — искажен­ный во фронтальной части синусоидальный с уровнем нелинейных искажений Kf =10% и более. Назовем такой тип искажений I типом. Граница соответству­ет уровню 10%, К/< 10% означает принадлежность к I сигналу, 0%,—

ко II сигналу.

Сигналы I и II подаются на горизонтальные отклоняющие пластины по­следовательно. На каждую пару функциональных пластин при остальных за­земленных последовательно подается постоянное напряжение ±10 В. В табл. 2.2 представлены значения S, пропорциональные напряжению на выходе инте­гратора, для каждого из сигналов.

Таблица 2.2

Функциональные пластины

Вид сигнала

*

И

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

і

п

1708

1715

1589

1641

1508

1550

1554

1531

1561

1524

1558

1520

1540

1507

1469

1505

1560

1611

1711

1719

Построим на основе этих данных по правилу (2.8) оператор ф(%). Получим

упорядоченную последовательность знаков {—• ——— Г + — і—————- }, согласно

которой на функциональные пластины подаются постоянные напряжения соот­ветствующей полярности, их значения устанавливаются максимальными, исходя из конструктивно-технологических особенностей политрона (для ЛФ9П не более 10 В).

Границе между классами соответствует So =1590, а для неискаженного си­нусоидального сигнала S4 = 1505.

Этап собственно распознавания включает подачу на горизонтально откло­няющие пластины классифицируемого сигнала. В данном примере искажения Kf=^20%, при этом Sn = 2056, т. е. Six>S0, и сигнал может быть уверенно «отнесен к классу II.

Оценим такую характеристику системы распознавания как раз­решающая способность. При этом важно определить абсолютное значение разрешающей способности и оценить, как изменяется эта величина по диапазону.

Для этого воспользуемся следующей методикой. Выберем в ка­честве классифицируемых сигналы с нелинейными искажениями в диапазоне (0,2—40) %. Применительно к сигналам этого типа опе­ратор преобразования имеет вид: 0+-М———————————————————————————————— . Осо­

бенность его формирования состоит в том, что оператор ф(Л) сле­дует определять при малых абсолютных значениях искажений.

Контроль уровня искажений осуществляется с помощью прибо­ра С6-1А. Применение устройства с однократным нелинейным пре­образованием (см. рис. 2.7) позволило получить различие с веро­ятностью единица сигналов, нелинейные искажения которых отли­чались на 2% во всем исследуемом диапазоне изменения нелиней­ных искажений.

Исследование характера зависимости выходной реакции от ко­эффициента нелинейных искажений показывает, что во всем диа­пазоне изменения Kf связан практически линейной зависимостью’ со значением выходного напряжения устройства распознавания.

Kf, %…………………………………. 2 5 10 12 13- 22 30 44

S……………………………………….. 1259 1297 1363 1389 1396 1504 1618 1971

Указанные свойства устройства распознавания полностью со­храняются, если классифицируются сигналы с другими типами искажений. Исследуемое устройство позволяет отличать не только сигналы с различным уровнем нелинейных искажений при фикси­рованном типе искажений, но и тип таких искажений. Например,, рассмотрим множество, содержащее сигналы трех типов: I — сину­соидальный сигнал с уровнем искажений К/=0,25%; II—сигнал с искажениями II типа (уплощена вершинная часть) К/=20%; III — сигнал с искажениями I типа /(/=20%. Задача состоит в распознавании одного (любого) из суммы трех сигналов. Здесь воз­можны три варианта, для которых сформируем классы следующим образом:

а) 1 є= А0, {II, ІН}ЄЕ. Аі; б) ІІє=А0, {I, ІП}ЄЕАі; в) ПІЄїАо» {I, II} Є Лі-

Методика получения оценок амплитудных распределений сохра­няется прежней. Вид операторов определяется также известным способом. Особенность решения такой задачи состоит в формиро­вании сигнала для класса Аь так как в данном случае он должен отражать свойства не одного, а двух различных сигналов. Одним из наиболее удачных способов представляется следующий:

из заданной совокупности сигналов (в нашем случае — трех), выбирается один, который надо отличить от остальных;

значения оставшихся сигналов усредняются по пластинам; знак оператора определяется при сравнении по столбцам зна­чений определяемого и усредненного сигналов аналогично табл. 2.2. В табл. 2.3 приведен вид полученных операторов.

Выходной сигнал устройства распознавания, соответствующий классу А о, выбирался равным 1500±15 условных единиц. Результа­ты измерений, полученные для каждого оператора, сведены в

Опера­

тор

Функциональные

пластины

Вари­

ант

I

II

ні

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

г|ч

а

+

+

+

1-

гр2

б

+

+

+

4>з

в

+

+

+

+

+

+

табл. 2.4, из которой следует, что при любом варианте разбиения сигналов на классы обеспечивается однозначное выделение выбран­ного сигнала из всех остальных. Это свойство может быть исполь­зовано, например, при распознавании отдельных признаков в обоб­щенном сигнале.

Таблица 2.4

Оператор

Выходной сигнал системы при подаче

сигнала типа

і

"

ш

грі

1500

2107

1961

ірг

1836

1501

2736

Фэ

2758

3673

1502

Весьма важным свойством устройства распознавания с исполь­зованием политрона является классификация сигналов в присутст­вии шумов, которые в реальной ситуации вызываются внутренними шумами объектов и шумами внешних источников.

Для системы распознавания с однократным преобразованием использовалась изложенная выше методика формирования опера­тора преобразования, обусловливающего разделяющую поверх­ность сигналов разных классов. Исследования были проведены на примере разделения сигналов с различными видами и степенями искажения синусоидального сигнала в присутствии низкочастот­ных шумов различной интенсивности. Отношение сигнал/шум из­менялось от 0,7 до 2. Массивы экспериментальных данных содер­жали по 150 измерений выходного сигнала для каждого вида и уровня искажений. В результате их статистической обработки было обнаружено, что выходные сигналы устройства распознавания рас­пределены по нормальному закону. При любом исследованном от­ношении сигнал/шум выходной сигнал увеличивался с ростом ко­эффициента искажений. Зависимость сохраняла указанный вид как для сигналов с искажениями во фронтальной части (искажения I вида), так и для сигналов с искажениями в вершинной части (ис­кажения II вида). Сказанное иллюстрируется табл. 2.5 для отно­шения сигнал/шум 1.5.

Критерием качества распознавания была выбрана вероятность суммарной ошибки Ps, вычисленная при условии равенства оши­бок первого и второго рода: Ps = Р{х<т2— аа^ + Р{х>т. + аа),

где ти т2, аь 02 — числовые характеристики распределений двух разделяемых сигналов, а коэффициент «=:(т2 —imi)/'(02+0i) •

Некоторые результаты расчетов суммарных ошибок распозна­вания синусоидальных сигналов с искажениями I вида при К/= = 0,2%, /(/=20,0% для различных отношений сигнал/шум приве­дены в табл. 2.6, откуда видно, что уменьшение отношения сиг­нал/шум приводит к существенному увеличению суммарной ошибки распознавания.

Анализируя свойства устройства распознавания с однократным: нелинейным преобразователем, отметим, что чувствительность его* ограничена вследствие конечного значения напряжений на функцио­нальных пластинах (10 В).

Таблица 2.5

Искажения, %

Тип иска­жения

Параметр

Неискаженный сиг­нал Яу=0,2%

10

12

40

і

Матем этическое ожидание

1498

1617

1746

2074

Среднее квадратичное отклонение

11,8

12,8

15

15,7

и

Математическое

ожидание

1519

1670

1780

1978*

Среднее квадратичное отклонение

9,13

10,5

12,7

14,2*

* Искажение 35%

Таблица 2.6

Сигнал/шум

Параметр

Коэффициент иска­жений, %

1,5

1,0

0,7

Математическое

0,2

1498

1480

1483

ожидание

20,0

1746

1587

1517

Среднее квадратичное

0,2

11,8

12,5

13,2

отклонение

20,0

15,0

15,6

14,2

Вероятность суммарной ошибки распознавания

0,000001

0,0002

0,2150

Один из способов повышения чувствительности при указанном ограничении был изложен в § 2.6 и связан с введением второй сту­пени преобразования с оператором ф2(У) =^фі (^)- При этом разре­шающая способность установки увеличивается; уверенно различа­ются сигналы, отличающиеся по нелинейным искажениям на 0,5 %~ Этот эффект проявляется. не во всем диапазоне изменения К/, а только при /(/= (1 = 15) %. При /(/>15% разрешающая способ­ность начинает падать. Уменьшение разрешающей способности про-

4С-Ї0

исходит вследствие того, что вторая ступень преобразования вы­рождается в инвертор. Для улучшения разрешающей способности во всем диапазоне нелинейных искажений был разработан блок самонастройки.

Устройство распознавания, в состав которого между первой и второй ступенями нелинейного преобразования включен блок са­монастройки, обладает при отсутствии шумов разрешающей спо­собностью, превышающей более чем в 10 ,раз аналогичную харак­теристику устройства распознавания с однократным нелинейным преобразованием и более чем в 2—3 раза с двухкратным преобра­зованием, но без блока самонастройки.

Введение второй ступени преобразования существенно уменьша­ет суммарную ошибку распознавания. Например, для сигналов с искажениями I типа (Kf = 20%) при отношении сигнал/шум 0,7 для однократного преобразования Ps =0,218, а для двухкратно­го — Ps =0,00083, т. е. .меньше, в 262 раза.

Таким образом, описанное распознающее устройство позволяет классифицировать сигналы с различными уровнями искажений, разделять сигналы с различными типами искажений, выделять за­данный вид сигнала и;з смеси сигналов, а также классифицировать сигналы на фоне низкочастотных шумов значительной интенсив­ности.

Эти возможности устройства распознавания создают (предпо­сылки для успешного диагностирования технического состояния.